• +7 (473) 249-32-20
Воронеж, Ольховый пер, 15

Особенности осуществления образовательного процесса

Особенности осуществления образовательного процесса

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «Детство». Москва, 2010г.  Основным приоритетным направлением в деятельности МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 140» является познавательно-речевое развитие.

Образовательный процесс включает совокупность следующих образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастныхособенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых умело сочетаются следующие функции:

• воспитательная - развитие ценностных отношений - развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

• образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

• развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

• коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;

• социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

• оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

В детском саду определены основные подходы построения образовательного процесса:

  • Ø приоритет ценностной составляющей в воспитании, приобщение к ценностям культуры;
  • Ø признание личностного начала в ребенке, признание его прав и свобод;
  • Ø признание мониторинга как достижения детей;
  • Ø учет влияния всех факторов социального развития (микрофакторы – ближайшее окружение; мезофакторы – этнокультурные условия; макрофакторы – общество, государство и т. д.) ;

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Используемые программы, технологии и пособия по познавательно-речевому развитию:

- Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду».

- Ушакова О.С. «Ознакомление с художественной литературой».

-  Обучение дошкольников грамоте для занятий с детьми 3-7 лет (Н.С.Варенцова)

- Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов для занятий с детьми от рождения до 7 лет (А.И.Максаков)

- «Как хорошо уметь читать» (Д.Г. Шумаева)

- «Добро пожаловать в экологию!» — перспективный план работы по экологическому воспитанию (О.А. Воронкевич)

-  «Математика до школы» (А.А. Смоленцева, З.А. Михайлова)

- «Математика от трёх до семи» (З.А. Михайлова) и т.д.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на всестороннее развитие психических и физических качеств, интеллектуальное и личностное развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности,  подготовку ребенка к школе, к жизни в современном обществе, и обеспечение  безопасности жизнедеятельности ребенка.

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Все занятия с детьми в нашем МДОУ носят развивающий характер, проводятся на основе игровых методик с использованием инновационногоопыта дошкольной педагогики.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки зрительных нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).

     В ДОУ работают педагоги дополнительного образования. Педагог по изобразительной деятельности проводит занятия по обучению навыкам художественного самовыражения, развитию творческих способностей.   

     Под руководством музыкальных руководителей, хореографа проводятся музыкальные занятия, утренники, развлечения и другие яркие праздничные мероприятия.

     Инструктор по физкультуре, используя в своей работе  здоровьесберегающие технологии, обеспечивает полноценное физическое развитие детей, приобщает к здоровому образу жизни. В ДОУ проводятся утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, спортивные мероприятия, эстафеты.

     Педагог-психолог, логопед обеспечивают гармоничное развитие ребенка.                Проводится работа по развитию эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной сферы ребенка, по коррекции речевых нарушений, поведенческих отклонений, по сохранению психического здоровья всех субъектов воспитательного процесса. В ходе занятий используются развивающие игры и упражнения (Воскобовича, Никитина, Монтессори), арттерапевтические методы (рисунок, лепка), элементы логопедических, медитативных техник, НЛП, пескотерапия, сказкотерапия, метод су-джок, кинезиологическая, пальчиковая гимнастика, психогимнастикаАлябьевой, дыхательная гимнастика Стрельниковой. 

Воспитатели и специалисты ДОУ уделяют большое внимание повышению своего профессионального уровня, педагогического мастерства. Проходят обучение на курсах при ВОИПКРО, ВИВТ и др., участвуют в районных методических объединениях, научных педагогических конференциях и форумах, посещают открытые мероприятия регионального и муниципального уровня, проводят работу по самообразованию.

Здоровьесберегающиетехнологиив образовательном процессе

     Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей.

В нашем учреждении созданы благоприятные условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, а именно, оборудованы физкультурный зал, спортивная площадка, в каждой группе созданы уголки здоровья, спортивные уголки для двигательной активности. 

Инструктор по физкультуре муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №140» имеет высшую квалификационную категорию, методически грамотно организует физкультурно-оздоровительную деятельность детей,  успешно внедряетздоровьесберегающие технологии в процессе деятельности.

Система физкультурно-оздоровительной работы нашего учреждения строится по принципу развивающей педагогики оздоровления, которая включает все виды физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, на которых четко дозируется физическая нагрузка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Помимо основных занятий, в течение дня в комплексе проводятся  утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, спортивные эстафеты.

В целях профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей в ДОУ проводятся занятия по программе, с использованием специального оборудования для ортопедической гимнастики.

В результате планомерного проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий у воспитанников детского сада прослеживается положительная динамика уровня физического развития, снижение уровня заболеваемости.

Работа с родителями

Взаимодействию с родителями в учреждении уделяется особое внимание, учитывая, что родители воспитанников являются участниками педагогического процесса. Этой работе посвящен отдельный раздел годового плана. Ежегодно избираемый родительский комитет является коллегиальным органом самоуправления МБДОУ, все решения, касающиеся условий пребывания воспитанников в МБДОУ, принимаются лишь с одобрения родительского комитета.

Родителей вновь поступающих в учреждение воспитанников в обязательном порядке знакомят с направлениями деятельности ДОУ, его локальными актами, с родителями (законными представителями) ребенка заключается Договор, регламентирующий пребывание ребенка в МБДОУ. Все возникающие проблемы, интересующие вопросы родителям предоставляется возможность выяснять с администрацией учреждения, медико-психологической службой, воспитателями группы, которую посещает ребенок, педагогами (в графике каждого педагога, психолога, логопеда определено время для взаимодействия с родителями).

В приемной каждой группы организован информационный уголок для родителей, предоставляющий родителям справочную информацию (режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности, антропометрические данные, меню на текущий день), программные задачи для данной возрастной группы, консультационный материал на актуальные темы.

     В соответствии с планом, регулярно проводятся групповые, общие родительские собрания и заседания родительского комитета ДОУ.

    В течении года проводятся открытые показы элементов воспитательно-образовательного процесса, консультации специалистов (психолога, логопеда).

За годы деятельности в ДОУ сложились определенные традиции – проведение мероприятий  с непосредственным участием родителей:

  • Ø Дни именинников;
  • Ø Выставки семейного творчества «Зимний букет» и «Новогодние   »;
  • Ø Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
    • Ø Празднование русской масленицы;
    • Ø Мамин праздник;
    • Ø День рождения детского сада;
    • Ø Месячник благоустройства территории детского сада;
    • Ø Выпускной Бал;
    • Ø День защиты детей;